Ми відкриємо для Вас Світ знань!

Сетевые ресурсы по химии

Запорожская гимназия №6

Последняя проверка адресов выполнена 20 января 2003 г.

1. Основные порталы

По-видимому, наиболее крупный источник химической информации в российском Интернете - www.chem.msu.ru — принадлежит химическому факультету МГУ им. М. В. Ломоносова. «Школьной» химии там немного, однако любителям «интеллектуального спорта» наверняка будет интересен раздел «Олимпиады» http://www.chem.msu.su/rus/olimp/ , где представлены задания и решения всероссийских (2002), менделеевских (2001-2002) и международных (2001-2002) химических олимпиад. Очень интересен раздел «История химии» http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/history.html в «Электронной библиотеке по химии».

Наибольшее количество научно-популярной и «школьной» химической информации содержит портал www.alhimik.ru , который курирует профессор кафедры неорганической химии МИТХТ Л. Ю. Аликберова. Например, в разделе «Учительская» есть такие рубрики: «Учителю химии на заметку», «Программы по химии», «Книжные новинки», «Школьные учебно-методические комплекты по химии», «Учебники, пособия и справочники по химии», «Библиотечка учителя химии», «Копилка знаний: книги». Интересен раздел «Кунсткамера»; приятно почитать «Веселую химию»; полезны справочные разделы и описания синтезов.

Объемный и полезный материал учителя химии могут найти по адресу: http://center.fio.ru/method/items.asp?id=10000755 Московского центра Федерации интернет-образования. Страничку «Химия» в разделах «Сетевое объединение методистов», «В помощь учителю» там тоже курирует. П. Ю. Аликберова. Здесь много аннотированных ссылок на разные ресурсы в Сети, имеются сводка новых поступлений с адресами ресурсов, ссылки на сайты с материалами по истории химии, методике преподавания химии в школе, олимпиадные задания, программы по химии различного уровня, много ссылок на занимательные странички по химии. СР полезен и учителям, и учащимся, и методистам.

2. Периодические таблицы

В Интернете представлено несколько де­сятков периодических таблиц с различной степенью наполнения справочными данными. Обычно дополнительную информацию можно вызвать нажатием кнопки мыши на клетке соответствующего химического элемента.

Наиболее интересные электронные периодические таблицы можно найти по адресам:

http://www.college.ru/chemistry/applets/ptable.html (это СР из известной программы профессора В. В. Зеленцова «Открытая химия» (2.0 и 2.5). В таблице есть дополнительное меню: меняется окраска символов химических элементов по признакам электроотрицательности, металлических свойств, принадлежности к группам; приведены краткие описания элементов);

http://www.chemtable.com/indexr.htm (это программа объемом 1,04 МБ, ее легко скачать — объем установленной программы 4,5 МБ. Она неплохо работает под Win NT-95 -98*2000, здесь много справочных данных о химических элементах,- приведены ссылки на другие Интернет-ресурсы);

http://power.nstu.ru/uchebnik/Teaching/Persyst.html (краткое описание элементов, составленное с учетом специализации студентов по электротехническому материаловедению);

http://www.webelements.com/ (англоязычный СР, один из лучших на эту тему: сведения подробные, дополнительно по вызову есть данные о соединениях, много литературных ссылок на английском языке);

http://www.chem4kids.com/files/elemjpertable.html (англоязычный СР по естествознанию. Данных мало, но привлекательное для детей оформление);

http://www.sci.aha.ru/ALL/b2.htm, http://www.alhimik.ru/hist/prior.html  (даты открытия химических элементов);

http://www.ehem.msu.su/rus/history/element/  (таблица по материалам книги профессора химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Я. А. Фигуровского «Открытие химических элементов и происхождение их названий» (М.: Наука, 1970));

http://center.fio.ru/som/getblob.asp?id=10002281 (в списке 13 обычных таблиц, 2 выполнены в стиле «Химики шутят»: http://www.alhimik.ru/read/tab.html - на русском языке, http://www.theatlantic.com/issues/99aug/9908elements.htm  - на английском).

3. Описания свойств химических элементов

Текст первого тома (от водорода до палладия) хорошо известной научно-популярной книги «Популярная библиотека химических элементов» (М.: Наука, 1977) находится по адресу: http://n-t.students.ru/ri/ps/ . Второго тома, к сожалению, там нет. Этот СР открывается довольно медленно, для ускорения загрузки можно сразу набирать трехзначный номер элемента с нулями перед двумя цифрами (например, сера: http://n-t.students.ru/ri/ps/pbOl6.htm ).

Частично текст «Популярной библиотеки» есть в описаниях химических элементов, которые можно вызывать нажатием кнопки мыши на соответствующей клетке в периодической таблице по адресу: http:// www.chemistry.narod.ru/tablici/Tablica.htm .

В качестве универсальной энциклопедии (не только по химии) в Сети пока работает электронная версия Соросовского образовательного журнала (1995-2001): http://www.issep.rssi.ru/cgi-bin/rubr.pl?year=2001 . В этом СР есть удобное оглавление и система поиска (тематическая и по авторам).

4. Учебники и другие ресурсы

Из электронных учебников, не выходивших пока на лазерных дисках (CD), следует отметить очень удачные версии тип Мануйлов А. В., Родионов В. И, Химия. 8 и 11 классы. Три уровня обучения; Мануйлов А. В. Химия. 9 и 11 классы. Три уровня обучения (Новосибирск: НГУ, 1998). Их адрес: http://hemi.wallst.ru/uchebl27b.htm  (главная страница - http://hemi.wallst.ru/index.htm ). Этот учебник еще не закончен, но разделы «Строение атома» и «Химическая связь» превосходят по качеству и стилю изложения большинство имеющихся школьных и вузовских учебников. Авторы не дают основы квантовой механики как догму, а честно пишут, что причины именно такого заполнения энергетических уровней электронами до конца неясны: «Причины необычайной устойчивости атомов с полностью заполненными s- и р- подуровнями до сих пор не совсем ясны. Нам полезно воспринять этот очень важный факт как известный химикам из природы, из опыта».

Этот учебник будет очень полезен для учащихся старших классов естественно-научного профиля и студентов младших курсов — даже низший из трех уровней достаточно высок.

Еще один интересный СР создает учитель химии московской школы № 1414 Д.В. Болотов: http://chemistry.r2.ru/aboutme.html . Почти полностью готовы материалы для VIII-IX классов (уроки, упражнения, контрольные и т. д.), только неясно, по какой программе и по какому учебнику работает автор.

Особый интерес представляют собой сетевые версии известных CD-учебников.

По-прежнему лучшим, на мой взгляд, остается мультимедийный учебник «1C: Репетитор. Химия". Его сетевая версия находится по адресу: http://repetitor.lc.ru/online/disp.asp?10;3 . Для его использования нужно зарегистрироваться. Здесь достаточно полно изложена теория (хорошие иллюстрации), можно посмотреть видеоэксперименты, имеются обстоятельные справочные материалы. Задачи и контрольные работы помогут подготовиться и к химической олимпиаде, и к сдаче вступительного экзамена по химии в МГУ.

Для тех учителей, которые работают в классах естественно-научного профиля, и для преподавателей общей химии в нехимических вузах полезен учебник «Открытая химия» фирмы «Физикой». Совсем недавно не очень удачная версия 2.0 заменена исправленной версией программы 2.5 по адресу: http://www.college.ru/chemistry/course/design/mdex.htm. . Эта же программа (только версия 2.0) есть и на сайте МФТИ: http://www4le.mipt.ru/chemist/design/index.htm .

В сетевой версии, в отличие от лазерного диска, анимационные модели не работают (они только выполняют роль иллюстраций), но многие из иллюстраций можно скачивать и использовать в процессе обучения. Некоторые работающие модели находятся по адресу: http://www.college.ru/chemistry/applets/a._content.htm .

Наиболее удачна, на мой взгляд, анимационная модель «Атом водорода» — в ней видна связь электронных переходов с излучением и поглощением света и со спектрами водорода в рамках теории Бора для одноэлектронного атома. Кстати, эту же модель можно увидеть на лазерных дисках «Открытая физика 2.5» и «Открытая астрономия 2.5» той же фирмы «Физикой».

Для тех, кто желает заменить химические эксперименты их безопасными мультимедийными аналогами, а также повысить наглядность изложения, предназначен ресурс «Компьютерное моделирование в преподавании химии»: http://chemmodel.narod.ru/page2.html . Этот СР представляет собой полезный каталог с интересными ссылками.

Из крупных СР представляет интерес «Мир химии», расположенный по адресу: http://www.chemistry.narod.ru/ . Этот СР содержит аннотированные ссылки на книги, описания экспериментов, справочники, пособия (уровень — выше школьного), программы (периодическую таблицу, программу «Растворы» можно скачать), описания простых «опытов для дома» (безопасных) и т. д. Здесь представлены предметные области: органическая и аналитическая химия, термохимия, фотохимия (фотография, фотосинтез), нефтехимия, геохимия, агрохимия, эко-химия. Главная проблема данного СР — нигде не указаны авторы; кроме того, последний раз ресурс обновлялся 12 мая 2001 г,

В Сети можно найти и просто тексты, без мультимедийных добавок. Они могут оказаться удобными, если есть возможность их распечатывать, — ведь можно выбрать для использования только нужные фрагменты.

Известная книга Гроссе Э.,Вайсмантелъ X. «Химия для любознательных. Основы химии и занимательные опыты» «живет» по адресу: http://lib.rin.ru/cgi-bin/load/docs.pl?open=1557&txt&page=0 . Отсканированный текст книги приведен без иллюстраций, в уравнениях реакций искажены символы. Описания опытов по-немецки тщательны и достоверны и в то же время доступны для школьного химкабинета. СР удобен для скачивания и распечатки материалов.

Методические пособия по общей и неорганической химии для X-XI классов школы им. А. Н. Колмогорова при МГУ можно найти по адресу: http://lib.hsms.msu.ru/tutorials/korenev . Тексты представлены в PDF и DOC-форматах, для копирования удобнее последний. Для обычных школьников эти пособия чересчур сложны, а вот для студентов младших курсов нехимических специальностей — в самый раз.

5. Экстремальная химия

В последнее время в Сети появляется много образовательных ресурсов, созданных студентами и школьниками. Средний возраст авторов гораздо меньше (в 2-2,5 раза) среднего возраста вузовских преподавателей и школьных учителей. Это вполне закономерно - в 10 лет освоить компьютер гораздо легче, чем в 50. На этих сайтах все по-настоящему — теоретические главы, биографии великих химиков и даже интерактивные тесты для самопроверки знаний (например, http://formula44.narod.ru/ ). «Добро пожаловать на самый органический сайт во всем рунете», - приветствуют посетителя десятиклассники, создатели СР. Главная особенность молодежных химических web-страниц — обилие описаний экспериментов и, к сожалению, жуткий русский язык.

Совершенно очевидно, что в Сети вне всякой связи с базовыми учебными планами, стандартами и другими серьезными нормативными документами рождается молодежное образовательное пространство, свободное от формализма взрослых. Это не новое явление - во время финальных этапов всесоюзных химических олимпиад в 70-е гг. тогдашние юные химики активно обменивались пиротехническими рецептами и самостоятельно устраивали конкурсы на лучшую задачу и самый изящный путь синтеза какой-нибудь сложной органики. Нынешний финал олимпиады (теперь всероссийской) характеризуется резким сокращением числа участников, участие в нем стало платным. Поэтому умные подростки (ведь их меньше не стало) начали общаться через Интернет.

В Сети проходит стихийный конкурс на лучший молодежный электронный учебник.

Уже заметны предпочтения пользователей, которые действительно учат себя и друг друга» В химии это красивые эксперименты (обычно с пиротехникой) и последние научные новости (нередко переведенные из англоязычных источников), наблюдается явный уклон в сторону биохимии. Строго говоря, это и есть элементы не образования (формирования обучаемого по заданному образцу), а просвещения — заинтересованного знакомства со специфическими разделами человеческой культуры. И остается только мечтать: найти бы для таких юных web-химиков ненавязчивых добрых и мудрых кураторов, консультирующих их в чатах и на форумах.

Пример удачного молодежного СР — «Покорение вещества» Р. Логунова (16 лет) по адресу: http://vo.spb.ru/ . Сайт был создан для участия в XXI ежегодной Международной конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», на которой он занял первое место. СР посвящен экспериментальной химии, все его разделы: «Огонь и дым», «Взрывы опасные и неопасные», «Свет и химия», «Получение веществ», «Металлы», «Выращивание кристаллов», «Хамелеоны» иллюстрированы фотографиями экспериментов.